Межрегиональная Общественная Организация
Развития Психологии и Психотерапии «Европейская Ассоциация Развития Психоанализа и Психотерапии» РО Москва ЕАРПП НО ECPP (Вена)

Признание психоанализом трагедии инцеста

Решетникова Ольга Борисовна - психоаналитический психотерапевт, обучающий специалист и супервизор ЕКПП, член Правления ЕКПП-Москва  и правления ЕКПП-Россия, действительный член  ППЛ.
              Доклад на симпозиуме РО ЕКПП-Москва 23 июня 2012 г
       «  Признание психоанализом трагедии инцеста»

Предисловие: «В своих ассоциациях Фрейд часто обращается к различным древним мифам и претендует на то, что его исследования позволяют выяснить, как человек мог себе их представлять. На самом деле Фрейд сделал совершенно другое. Он не объяснил научно древние мифы. Он предложил новый миф. Воздействие его идей имеет ту же природу, что и воздействие мифологии….» (Людвиг Витгенштейн австрийский философ (1889-1951)Неопозитивизм аналитическая философия)
 В этом докладе я собрала выдержки из трудов многих аналитиков. Я рассчитываю, что уважаемая публика в курсе психоаналитических открытий З.Фрейда и дальнейшего развития его детища. Поэтому фокус внимания сконцентрирован только на идее Эдиповой ситуации, содержащей в себе коннотацию инцеста.
Эдип - в греческой мифологии сын фиванского царя Лаия и Иокасты, отец Антигоны, Исмены, Этиокла и Полиника.
 Дельфийский оракул предсказал Лаию Лабдаку, который хотел испросить у него причину своей бездетности, что сын его в будущем станет убийцей отца и супругом матери. Это пророчество было связано с тем, что Лай в  войне за власть в Фивах с братьями Амфионом и Зетом был побежден и ему пришлось бежать. Приют он нашел в Пелопонесе. Здесь Лай похитил сына Пелопа, Хрисиппа, надругался над  ним. Мальчик покончил с собой.
 Когда же у них с Иокастой родился сын, по велению Лаия ребенок был брошен на съедение зверям на склоне горы Киферон, с проколотыми ногами. Найденный пастухами, Эдип был передан бездетному коринфскому царю Полибу, который воспитал его как своего сына. Случайно узнав о том, что он неродной Полибу и Меропе, Эдип отправился в Дельфы, чтобы вопросить оракула Аполлона о своем происхождении. Оракул вместо ответа дал Эдипу прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Решив никогда не возвращаться в родной, как он считал, Коринф, Эдип отправился попытать счастья на чужбине. В Фокиде Эдип встретился на распутье своего отца Лаия и убил его, неузнанного. Кстати сказать Лай направлялся к оракулу узнать о судьбе сына…есть ли еще для него опасность или она миновала… Освободив Фивы от Сфинкс, решив ее загадку, он воцарился там, получив в жены мать Иокасту. Узнав истину годы спустя, он ослепил себя. Оскорбленный сыновьями, он проклял их, умер в изгнании, приведенный перед смертью дочерью Антигоной в аттическую рощу Колон.
Здесь  так подробно описана история семьи Эдипа в трех поколениях специально для того, чтобы подчеркнуть специфику развития именно этой семьи – семьи царей.
 Не будем подробно останавливаться на биографии Зигмунда Фрейда, отметим лишь, что осенью 1896 года он похоронил отца, чья смерть оказала существенное воздействие на его личность и учение в целом. В 1897 году приступил к систематическому самоанализу сновидений и вскоре принял решение написать работу о снах и сновидениях. В 1899 г. Завершил работу над книгой «Толкование сновидений», опубликованной в 1900 г. Именно в этой работе были сформулированы представления Фрейда о некоем психоаналитическом концепте, который впоследствии получил имя « Комплекс Эдипа».
Здесь и далее используются Понятия:
Комплекс - «суть психические фрагменты, выделившиеся в отдельные констелляции образов и идей в результате психических травм или каких-либо конфликтов, одновременно несовместимых друг с другом тенденций»-так определил его Карл Юнг, предложивший этот термин.
  Сегодня комплексы характеризуются как группы осознаваемых и неосознаваемых личностью переживаний, которые ,окрашиваясь чаще всего отрицательными эмоциями, существенно влияют на сексуальное поведение, образ жизни, влечения, мышление ; эти переживания, для которых характерны чувство неудовлетворенности, элементы страха, наказания,греха, еще в раннем возрасте оформляясь в тот или иной комплекс, определяют структуру личности или трансформируются в болезненные симптомы и синдромы.
Инцест—это сексуальные отношения между близкими-кровными родственниками. Представления о том, какие отношения считать инцестстными, или кровосмесительными, весьма сильно варьировались на протяжении истории. Менялось и отношение к инцесту- от возведения его в ранг особой привилегии, доступной лишь избранным, до категорического осуждения и уголовного преследования.
Гельмут Штольце начинает свою статью «Эдипова ситуация, Эдипов конфликт, Эдипов комплекс» ( стр. 621 энцикл. Глуб. Пс. Том 1) со ссылки на слова самого Фрейда: «Нельзя утверждать, что человечество было весьма благодарно психоаналитическим исследованиям за открытие Эдипова комплекса»- писал Фрейд. И тем не менее едва ли какое другое понятие столь охотно было включено тем же самым человечеством в его лексикон, как понятие «Эдипов комплекс». Если бы оно считалось лишь «по праву ядром неврозов», вряд ли можно было бы это понять. «Но поскольку все люди , а не только невротики, имеют такие извращенные инцестуозные и преступные мечты, мы можем заключить, что даже сегодня люди, находящиеся в здравом уме, прошли путь развития через перверсии и объектный катексис эдипова комплекса и что этот путь является путем нормального развития».
Фрейд, вводя понятие эдипова комплекса, ссылается на относительно более позднюю эллинистическую версию мифа об Эдипе в изложении Софокла.
Фрейд полагал, что в этих событиях нашло отображение наблюдавшееся у детей и его пациентов-невротиков душевных побуждений: любовного влечения к одному из родителей и ненависти к другому. Отсюда-«эдип».
Он говорил « о комплексе» ,поскольку эти, как было сформулировано им позднее »дурные» побуждения вытесняются в бессознательное, причем как в процессе нормального развития ребенка, так и у невротика. В этом отношении каждый человек испытывает эдипов комплекс, и от его преодоления (отказа от любовного влечения и ненависти) или не преодоления (вытеснения остающихся неизменными побуждений) зависит нормальное или невротическое развитие человека.
Отто Фенихель в книге «Психоаналитическая теория неврозов.» М. 2004 стр 148 пишет аналогичное: «У представителей обоего пола эдипов комплекс можно считать пиком инфантильной сексуальности. Эрогенное развитие от орального эротизма через анальный эротизм к генитальности, как и развитие объектных отношений от инкорпорации через парциальную инкорпорацию и амбивалентность к любви и ненависти, кульминирует в эдиповых устремлениях, которые, как правило, выражаются в исполненной чувством вины мастурбации. Преодоление этих устремлений-необходимая предпосылка зрелой сексуальности и нормальности, напротив, бессознательная фиксация на эдиповых склонностях, характеризует невротическую психику».
    Общее различие в развитии объектных отношений у представителей обоего пола Фрейд выразил следующими постулатами. Мужской комплекс Эдипа разрешается посредством комплекса кастрации : отказ от эдиповых побуждений происходит из-за кастрационной тревоги. Женский комплекс Эдипа вызывается комплексом кастрации : любовь девочки переключается на отца вследствие разочарования отсутствием пениса.
….Обольщение может преждевременно пробудить у детей генитальность, и интенсивное возбуждение, вызванное извне, порой выходит из-под контроля ребенка. Возникают травматические состояния, в которых генитальность связывается с угрозой.
…Это впечатление обусловлено тем, что возбуждение превышает способность ребенка к разрядке и поэтому болезненно травмирует.
И далее:
«Невротическные родители воспитывают невротичных детей, в эдиповом комплексе детей отражается неразрешенный эдипов комплекс родителей».
Идеальный эдипов комплекс отражает ситуацию «треугольника» и фактически наиболее выражен у единственного ребенка. Когда присутствуют больше или меньше трех человек, возникают особые формы эдипова комплекса. В рамках семьи с позиций эдипова конфликта братья и сестры излишни. Прежде всего они- объекты ревности; частные обстоятельства определяют усиливает ли их присутствие бессознательную ненависть к родителям одинакового пола или уменьшает благодаря отвлечению. Другие дети тоже служат объектами переноса любви, особенно если они старше или немного младше. Если в семье несколько старших братьев и сестер, можно наблюдать «дубликаты эдипова комплекса»; Чувства к родителям дублируются в отношениях к старшему брату или сестре. Это способствует ослаблению конфликтов или, напротив, создает новые конфликты.»
О семье как системной  системе или группе  речь еще будет идти чуть позже.
Возвращаясь к  статье Гельмута Штольце «Эдипова ситуация, Эдипов конфликт,Эдипов комплекс» хочется отметить некое его особое мнение:
«Сопоставление мифа и психоаналитического толкования сразу же вызывает возражения. Нигде в мифе, в том числе и у Софокла, не идет речи о сексуальных стремлениях, которые должны вести к «первопреступлению»: инцесту с матерью и убийству отца. Эдип в порыве гнева, в споре за право пройти первым убивает пожилого человека, своего отца. Не имел он сексуальных желаний и к Иокасте, своей матери. Она досталась ему в награду за освобождение Фив от Сфинкс.
       Таким образом , между мифом и аналитической теорией можно провести лишь шаткую аналогию. Следует отметить, что хотя сексуальные желания- влечения не являются проводниками события, Фрейд тем не менее интуитивно распознал в судьбе Эдипа важнейший момент человеческого развития. Его судьбу можно понимать не только как предписание рока, но отчасти и как следствие личной вины в происходящем
     Но для этого необходим другой подход к проблеме.
Примерно полвека назад психоанализ стал проявлять интерес одновременно к работам этологов и к непосредственному наблюдению за поведением ребенка. Одними из многочисленных результатов этих исследований были те, которые показывали, что формам проявления сексуальности предшествуют врожденные сенсомоторные способы поведения, имеющие решающее значение для теперешней и дальнейшей жизни. Боулби описывает «влечения-реакции» цепляния, плача, смеха и сосания, порождающих привязанность, которая является независимой от оральности частью реципрокных ( взаимных)социальных отношений, имеющих собственное развитие.
Сегодня мы знаем, что такие крайне важные позиции, как «доверие» и «страх отделения», зависят от судьбы потребности в привязанности. Человек изначально является эмоциональным существом , и как таковое он ориентирован на контакты. «Чувство безопасности» и «отделение» на протяжении всей жизни остаются важными факторами развития Я. Особое значение этот социальный опыт приобретает на стадии, когда начинает формироваться Я-сознание, то есть примерно в конце первого года жизни. Ребенок начинает воспринимать себя как самостоятельное существо и впервые в возрасте полутора-двух лет произносит: »Я». Он расстается с системой соотносительных понятий, которую мы описываем также понятиями «базовое доверие» (Эриксон) и «базовое чувство безопасности». Основной фигурой этой первой системы соотносительных понятий является мать. Это впрочем, не означает, что здесь имеется в виду только личность матери. Поэтому лучше говорить о «Материнском». Теперь ребенок сталкивается с другой системой соотносительных понятий. Ее представителем является « отец», или, точнее говоря «отцовское». В этой фазе жизни формирующееся Я впервые вживается в важную ситуацию принятия решений. Вопрос, который ставится перед ним, мог бы звучать следующим образом : хочешь ли ты, способный уже стоять на двух ногах, оставаться в симбиотической безопасности, то есть ползать как маленький ребенок на четвереньках ? Или же ты хочешь стать участником напряженных трехсторонних отношений «Я-материнское- отцовское» ?. Вопрос, сформулированный именно таким образом, равнозначен загадке Сфинкс, которую та задала Эдипу : «Какое из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех, при этом самое слабое, когда ног у него больше всего?». Эдип решает эту загадку, узнав это существо в самом себе: «Человек».
      Таким образом , все мы эдипы, прошедшие в ходе развития и проявления Я всю эдипову ситуацию. Но, мы проходим ее отнюдь не единожды., как это многие считают в соответствие с психоаналитической теорией. Мы переживаем ее всегда по-новому, в любых трехсторонних отношениях, формировать которые мы призваны. В этом состоит эдипова ситуация, постоянно представляющаяся нам в образе впервые пережитых нами , трехсторонних отношений, отношений Я, находящегося между материнским и отцовским. Поэтому нетрудно понять, почему эдипова констелляция имеет столь широкое распространение в образах души, сновидениях и фантазиях.
     Исходя из этого можно привести психологическое объяснение понятия «эдипова ситуация», которое, пожалуй, лучше согласуется с мифом : «эдипова ситуация» всегда имеет место в том случае, если перед человеком стоит сложная задача включить себя в качестве Я в трехсторонние отношения, чтобы утвердить себя в них между тем, что остается и тем, что движется вперед. Это есть общечеловеческая проблема, а не что-то патологическое.
    Она превращается в «Эдипов конфликт» в том случае, если человек временно оказывается неспособным справиться с этой задачей из-за несоответствия между его запросами и силой Я.
Об «эдиповом комплексе» мы можем говорить в том случае, если человек не способен устанавливать трехсторонние отношения из-за уже существующей слабости Я фиксирован на псевдорешении исключить незнакомого третьего с тем, чтобы добиться мнимого благополучия- а также мнимого исцеления- в еще более тесных двухсторонних отношениях с кем-то уже знакомым( фиксация на матери), а потому внушающим доверие. Этот патологический процесс означает отрицание и регрессию, если говорить в терминах психодинамики, и убийства отца и инцест с матерью, если говорить языком мифологии.
       Парсонс и Бейлс ( 1955) полагали, что табу инцеста является своего рода принуждением доказать социальную зрелось, Мы можем добавить: своего рода принуждением к становлению Я, предпосылкой которого является то, что человек постоянно противостоит другому человеку, незнакомому.
    В психоаналитической терапии действительно встречается то, что столь подробно было описано Фрейдом, а именно то, что эдиповы конфликты тесно связаны с сексуальными конфликтами. Эмоциональная привязанность к матери или отцу на четвертом или пятом году жизни- вполне нормальное явление. Патологическим оно становится в том случае, если подобные отношения сексуализируются и вместе с относящимся к ним защитными механизмами сохраняются вплоть до пубертатного возраста и после него. Вопрос здесь состоит в том, как это связано с развитием Я в трехсторонних отношениях.
     Сексуальное влечение к матери часто представляет собой скрытое желание симбиотического единения. Существует немало людей, неспособных разграничить отношения тепла, ласки и сексуальные отношения, считающих, что они могут удовлетворить свои потребности в тепле и ласке только через сексуальные отношения.
Однако бывают случаи, когда дети остаются фиксированы на Эдиповой ситуации из-за того ,что родители совращали их в форме прямых или  символических предложений к половым отношениям. Я ребенка еще слабо, чтобы он мог сопротивляться подобным домогательствам. Это является причиной его регрессивного поведения. Прогрессивное преодоление эдиповой ситуации становится затрудненным.
   Нередко желание симбиотического единения проявляется у этих людей в образе сексуально-инцестуозного слияния. Можно было бы сказать, что речь идет об усложнении эдиповой ситуации- о напластовании на желание единения сексуального желания- влечения, то есть о смешении влечений. И тем неблагоприятнее прогноз.
   Ведь сексуально- инцестуозная форма эдипова комплекса отнюдь не равнозначна эдипову комплексу в целом, а сексуальные стремления являются не причиной , а симптомом нарушения контактов и отношений человека, которое проявляется здесь и теперь. У маленького ребенка, испытавшего достаточно ласки, чувствовавшего себя в безопасности и при этом  не фиксированного на родителях, естественным образом развивается стремление установить отношения с посторонними, а с развитием сексуальных побуждений искать не только эротические контакты в родительской семье, но и в возрастающей степени с чужими людьми.
Поэтому можно предположить: там ,где имеет место фиксация сексуальных потребностей на родителях, существует неисполненное желание безопасности, которое и воспрепятствовало развитию объектных отношений с чужими людьми».
Алекс Холдер в статье « Фрейдовская теория психического аппарата»
( стр 239 Энциклопедия глуб. Пс. Том 1)объясняет травму инцеста так:
«…Психический аппарат способен справиться одновременно лишь с определенным количеством психической энергии. Это зависит от уровня развития и степени зрелости психического аппарата. Если на него обрушивается слишком большое количество аффективной энергии, возникает опасность, что он с нею не справится. Выражаясь иначе, нормальная защита от раздражителя пробита. В детстве не сформировавшийся пока еще психический аппарат подвергается гораздо большей угрозе того, что его таким образом захлестнет неожиданная волна возбуждения и раздражения, то есть энергия, которой он не в состоянии управлять и которую не способен отвести по нормальным каналам. Состояние, возникающее в том случае, когда беспомощным индивидом овладевает неконтролируемая энергия, называется « психическая травма».
Разграничим следующие виды травм:
А) Актуальные травмы. Это травмы, соответствующие состоянию капитуляции психического аппарата перед психической энергией- в виде непосредственной реакции на  реальную ситуацию или фактическое событие.
Такие травмы возникают , например, в результате несчастных случаев, после которых могут появиться невротические симптомы.
Б) Ретроактивные травмы. При травмах такого рода следы памяти в психическом аппарате уже отнесены к некоторому прошедшему моменту времени. Ретроактивная травма всегда связывается с событиями, которые хотя и переживались с волнением, однако в тот момент, когда они произошли, отнюдь не воспринимались как травмирующие ( в частности, события, в которых, как ,например, при сексуальном совращении, данный человек исполнял пассивную роль, а само событие произошло в детстве). Однако воспоминание о таком волнующем событии может вызвать травму впоследствии, когда оно оживает в связи с другим событием, которое тем или иным образом ассоциативно связывается с воспоминанием о прошлом. Возникающая вслед за этим травма заключается в захлестывании психического аппарата возбуждением, вновь вызванным этой связью, и сильными аффективными реакциями, такими , как стыд, отвращение, угрызения совести и страх. Возникает конфликтная ситуация, ибо то, что прежде было приемлемым ( а Я не было захвачено аффектом), теперь вызывает мощную аффективную реакцию на пробужденное воспоминание и связанное с ним возбуждение. Для индивида прошлое событие приобретает отныне иное значение и представляет собой нечто такое, что с точки зрения теперешних ценностных представлений и поведенческих мерок является нетерпимым и наказуемым.
Далее я хотела бы процитировать несколько частей из статьи Дитера Ольтмайера « Групповые свойства психического аппарата»
(Стр 402 том Энц.глубин. пс.)Он рассматривает связь семейных групповых структур с индивидуальным развитием и возникновением психических заболеваний с учетом процессов, происходящих между людьми.
…»Речь идет об особых свойствах человеческой психики, которые психотерапевт использует в групповой работе, но о которых ни в коем случае нельзя сказать , что они ограничены рамками группового процесса или что они возникают  здесь впервые в жизни. Скорее можно предположить, что мы имеем дело с общими психическими процессами, « Групповыми свойствами психического аппарата» ,известными нам  начиная с самых ранних стадий психического развития. Речь, очевидно, идет о психических способностях человека, обеспечивающих возможность функционировать в группе, быть вовлеченным в нее, являться частью группы и не быть изолированным существом, живущим независимо от других.
       Диаду мать-ребенок ,это основополагающее отношение двоих, нельзя рассматривать саму по себе, изолированно .Она с самого начала представляет собой составную часть семейной групповой ситуации. ( Мать имеет мужа, отца ребенка, является дочерью своих родителей и т.д.)
    Здесь важно то, как сама мать настроена и мотивирована опытом  взаимоотношений, сложившихся у нее в раннем детстве , и позиций своего
Актуального окружения по отношению к ней и к ребенку.. Поэтому нужно
Задаться вопросом, может ли мать, находясь в рамках данной семьи, радоваться рождению своего ребенка ,позволяют ли другие члены семьи почувствовать радость и поддержку с их стороны ; или рождение ребенка является событием, которого ей приходится стыдиться, которое она может принять ,лишь преодолев внутреннее и внешнее сопротивление ; или рождение ребенка является для женщины своего рода принудительным мероприятием, поскольку, как много лет требовала от нее собственная мать, она должна родить «для доказательства своей женственности». Можно продолжать приводить примеры…
      Типичным и наиболее важным примером групповой семейной ситуации является так называемая эдипова констелляция. В соответствии с классический психоаналитической теорией развития мы говорим об эдиповом комплексе ребенка, то есть рассматриваем эдипову ситуацию под углом зрения детского развития на третьем- пятом году жизни ребенка.Однако мы можем и должны рассматривать эдипову ситуацию одновременно с точки зрения обоих родителей, а также братьев, сестер, причем как на уровне сознательного поведения и мышления, так и на уровне бессознательных фантазий.
Опускаю описание сути эдиповой ситуации.
Далее Дитер Ольмайер пишет :
 …Было бы неверно довольствоваться моделью эдиповой ситуации, в которой речь идет только о конфликтных, эротических, конкурентных и идентификационных отношениях, во –первых, с матерью, во-вторых, с отцом и , в третьих, с братьями и сестрами, скорее мы должны попытаться понять всю эдипову сцену.Речь идет об отношении ребенка и к матери, и к отцу , и к братьям и сестрам, как к групповому единству, при этом эдипову ситуацию можно расценивать в качестве базовой модели группы, в которой речь идет о чем-то большем, чем индивидуальное взаимодействие между несколькими людьми, то есть о взаимодействии друг с другом на основе общей фантазии, в которой разные партнеры задействованы в равной степени. Эдипову ситуацию следует рассматривать не только с точки зрения ребенка, поскольку родители также специфическим образом реагируют на эротические и/или агрессивно заряженные желания детей. Родители в той или иной степени регрессируют к эдиповой стадии, то есть к ситуации, в которой они сами находились в возрасте от 3-х до 5-ти лет, которая оставила в них след и которая служит основой регрессивно оживленных эротических и исполненных ненависти желаний и фантазий. Весь вопрос,насколько травматично или условно нормально родители пережили эдипову ситуацию в свое время, и что они будут транслировать своему ребенку.
Т.о. взросление и формирование психических структур человека в его семье с самого начала происходит не только в рамках индивидуальных отношений с каждым из родственников, с самого начала, по сути , еще до рождения он становится участников групповых отношений и взаимодействий. В своем психическом развитии он перенимает их фантазии и формы защиты, интернализует их. Говоря о внутренних объектах, мы одновременно говорим об интернализации конфликтов с внутренними объектами. Это, безусловно ,относится и к «групповому интроекту».
   Наверное, в каждой семье существует сильная и по большей части бессознательная мотивация, общие семейные фантазии , которые разделяют все члены семьи и которые задают определенные направления ее жизни.
Сознательные, доступные рациональному осмыслению мотивы, как правило, составляют лишь малую часть тех мотивов, которые реально определяют поведение как внутри семьи, так и в более широком социальном контексте.
Рональд Бриттон в статье  «Утраченная связь: родительская сексуальность в эдиповом комплексе» пишет :
Мелани Кляйн также признавала центральное место Эдипова комплекса в развитии индивида. Воспользовавшись термином «Эдипальная ситуация» она включила туда и сексуальные отношения между родителями, не только воспринимаемые ,но и воображаемые, т.е. то, о чем Фрейд говорил как о первичной сцене.
Эдипова ситуация начинается с признания ребенком отношений между родителями в некоей примитивной или частичной форме. Свое развитие она получает в соперничестве с одним из родителей за обладание другим, а разрешается отказом ребенка от своих сексуальных притязаний к собственным родителям в результате принятия реальности их сексуальных отношений.
И закончить это выступление хочется словами этого же автора:
Если психика ребенка способна перенести и выдержать существование связи родителей, воспринимаемой через любовь и ненависть ,это дает ему прообраз объектных отношений ,где он участвует в качестве свидетеля, а не участника. Тогда возникает третья позиция, из которой возможно наблюдать объектные отношения. Занимая ее, мы оказываемся в состоянии представлять себя наблюдаемыми. Тем самым мы обретаем способность видеть себя во взаимодействии с другими и учитывать другую точку зрения, не отказываясь от своей, размышлять над собой, оставаясь собой. Эту-то способность мы надеемся открыть у самих себя и у наших пациентов в процессе психоанализа.
Спасибо за внимание !
Литература:
1.Гельмут Штольце  «Эдипова ситуация, Эдипов конфликт,Эдипов комплекс» ( стр. 621 Энциклопедия. Глуб. Пс. Том 1 М.2001 Когито)
2.Алекс Холдер  « Фрейдовская теория психического аппарата»
( стр 239 Энциклопедия Глуб. Пс. Том 1 М.2001 Когито)
3.Ольтмайер « Групповые свойства психического аппарата»
(Стр 402  Энциклопдия Глубин. пс. Том 2 М.2001 Когито)
4.Отто Фенихель. Психоаналитическая теория неврозов. М. 2004 стр 148
5.Рональд Бриттон «Утраченная связь: родительская сексуальность в эдиповом комплексе . Эдипов комплекс сегодня. Клинические аспекты., 2012. Когито
6.З.Фрейд. Толкование сновидений. М.2005 ЩЩЩ «Фирма СТД»
Упоминание Эдипова комплекса в снах «о смерти  близких людей» + комментарии на стр .405
7.Мифологический словарь том 2 М. 1988 Советская Энциклопедия
8. Прошлое одной Иллюзии  под ред. В.Чугунова М.2002 ЭКСМО
9.В.Гранов . Filiations.Будущее Эдипова комплекса С-Пб 2001 ВЕИП
10. Жан –Мишель Кинодо Читая Фрейда. М 2012 Когито
11. Э.Эриксон «Детство и общество» М 2000