Межрегиональная Общественная Организация
Развития Психологии и Психотерапии «Европейская Ассоциация Развития Психоанализа и Психотерапии» РО Москва ЕАРПП НО ECPP (Вена)

Обучающие Программы Кантора Александра Матвеевича - супервизора ЕКПП.

Техника психоанализа»- 42 час. теор. подготовки, 13 час. супервизий;
- «Психическая травма»- 42 час. теор. подготовки, 13 час. супервизий;
Тренинг «Психоаналитический сеттинг: аспекты теории и практики»- 36 час. теор. подготовки, 12 час. супервизий;
Семинар «Современный психоанализ и феноменология: сознание в теории и практике психоанализа»- 30 час. теор. подготовки, 10 час. супервизий.

Программа  курса
«ТЕХНИКА ПСИХОАНАЛИЗА: процедуры и клинический процесс»»
 Автор  Кантор А.М.


  Специалист,тренинговый аналитик,супервизор ЕКПП; кандидат исторических наук, докторант психологии.
Необходимость и цели курса
            Обучение технологиям психоанализа обусловлено целым рядом обстоятельств. Помимо профессиональной важности,это – наименьшая,по сравнению с психоаналитической теорией, изученность вопросов технологии психоанализа.Ей посвящены, преимущественно, статьи и лишь небольшое число книг. В учебных курсах по психоанализу технологии уделяется также сравнительно немного места.
Отчасти, потому, что психоанализ – это профессия одиночек, и аналитики не всегда стремятся представить свои методы на обозрение коллегам из различных опасений, в т.ч., отрицающей критики коллег; а, кроме того, многие проблемы аналитической психотерапии обсуждаются в достаточно узких кругах специалистов. Что нередко приводит, с одной стороны, к определенной разноголосице в понимании психоаналитической технологии, с другой – к забвению несомненных открытий, могущих значительно продвинуть психотерапию и теорию психоанализа.   
    Данный курс основан на новейшей литературе по практике мирового психоанализа. Он обязательно включает работу с клиническим материалом и моделирование терапевтических ситуаций. 
Курс состоит из двух основных частей.В первой части – техника рассматривается в контексте процедур,во второй – как терапевтический процесс.
Кроме того,первая часть курса, посвященная процедурам анализа, основана, помимо классических теорий психоанализа (главным образом, личности),на его новейших  темах и модификациях психоаналитической теории (в частности,феноменологии психоанализа: сознания,жизненного мира,нейропсихоанализа; теорий развития и жизненного цикла и др.).
Вторая часть,относящаяся к процессу психотерапии, также включает вопросы современного психоаналитического понимания психопатологии (неврозы,пограничные состояния,психозы, характерологические нарушения,сексуальные проблемы, аддикции(зависимости),психосоматика, психическая травма и т.д.).
    И,наконец,специальное внимание будет уделяться техническим новациям  современного психоанализа.
      Курс предполагает  также  усовершенствование- в ходе изучения аналитических технологий – знаний слушателей в области теории психоанализа временного психоанализа в области детской психоаналитической психотерапии. 

Темы курса
     Техника как процедура анализа(I часть курса).
1.Созданные З.Фрейдом психоанализ и психоаналитическая психотерапия (прежде всего, работа с бессознательным анализанда) немыслимы без специальных процедур: слушания,вопрошания,конфронтации,прояснения,свободных ассоциаций,интерпретаций, анализирования сопротивления (контрсопротивления),переноса (контрпереноса), а также некоторых др.,включая непсихоаналитические приемы психотерапии: внушение,манипулирование и т.д.
2.Примечателен факт, что многие открытия в области психики были сделаны Фрейдом и его последователями с помощью психоаналитической технологии. А в наши дни она нашла широкое применение не только в терапии (в т.ч., непсихоаналитической),но также в педагогике, менеджменте, маркетинге, паблик рилейшнз,политологии,культурологии,истории,социологии,литературе,искусствознании,кинематографе и т.д. т.д.
    Техника как процесс психотерапии(II часть курса).
3. Разумеется, процедуры психоанализа имеют первоочередное значение для психотерапии как клинического процесса, т.е. особой деятельности, направленной на изменение, облегчение, восстановление проблемного, нарушенного и даже патологического состояния человеческой психики.
4.Этот процесс также предполагает собственную технологию создание терапевтом аналитической ситуациии диагностики в рамках т.н. терапевтического сеттинга как специфического порядка проведения психоаналитической (и не только) терапии, благоприятными для анализанда условиями физической и психологической безопасности.
5. Планирование стадий психоаналитической терапии, аналитическая работа с сопутствующими стадиям состояниями пациентов (негативные терапевтические реакции клиентов, их отреагированием и отыгрыванием и др.) и,наконец, проработкой.
.
Структура курса:
Семь учебных дней в общем количестве 56 академических часов (каждый учебный день по  четыре пары (8 ак.час. ) в каждом. Учебный день включает в себя две пары теоретического материала в формате лекций и по две пары групповой супервизии в день.

Программа  курса
«ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА»
 Автор  Кантор А.М.


  Специалист,тренинговый аналитик,супервизор ЕКПП; кандидат исторических наук, докторант психологии.
Необходимость и цели курса
               Психическая травма (психический травматизм) – не просто дань клинической моде, но род психопатологии наших дней, несомненно, эпидемиологического характера. Аффект и психическая травма в качестве тем 41 и 46 конгрессов МПА(IPA).
Р. Мэй: «Когда культура бьется в конвульсиях переходного периода, индивидуумы в обществе страдают от чувства духовного и эмоционального крушения». Делинквентное поведение в обществе: наркомания, алкоголизм, табакокурение и другие виды аддитивного (зависимого) поведения, проституция, экстремизм. Перверсивные установки личности, маргинальных общественных групп (в т.ч., криминальных) и массовой культуры. Распространение в современном  российском обществе страхов смерти и терроризма. «Тревожащие странности» (З.Фрейд): неожиданное возвращение вытесненных паттернов прошлого (семейных, родовых, социокультурных) в мышлении и поведении индивидов и групп.
    В этой связи, существует необходимость знакомства студентов с развитием и современным состоянием психоаналитического учения о психической травме, обучение их анализу травматических ситуаций, разбору клинических случаев, представление опыта психокоррекционной и психотерапевтической работы с травматизированными пациентами/клиентами; предполагается также использовать патографический текстовой и видеоматериалы.
  

Темы курса

 
     1.Психическая травма как нозологический феномен. Психиатрическая (медикаментозная) и гуманитарная парадигмы в понимании травмы.
    Из истории психоаналитических учений о травме. Ранняя и поздняя версии психической травмы у З.Фрейда. Травма и принцип удовольствия. ПТСР как разновидность травмы.
«Травма рождения» О.Ранка и ее оценка Фрейдом. Значение трудов Ш.Ференци, М.Кляйн, А.Фрейд, Д.Винникота, Х.Когута, В.Биона, В.Франкла, О.Кернберга. Д.Кристалла, Д.Калшеда и др. зарубежных авторов, а также классической монографии М.М.Решетникова для развития теории и практики психоанализа травмы. Нарциссическая версия психической травмы. Травма в свете клинической социологии и психоистории ( Л.де Моз).
2.     Психическая травма и стресс. Внешние и внутренние стимулы и разрушение «стимульного барьера». Роль внезапности и аккумуляция стрессов. Особое значение «непереносимых представлений» (З.Фрейд). Патогенные воспоминания и фантазии в развитии травматических состояний. «Экономика» и «энергетика» травмы. Конституциональная склонность  и личностная предрасположенность к травме. Соматические эквиваленты травмы.
   Сходство и различие в понимании травмы в работах аналитических психологов (диссоциации, мифологические конструкты и архетипы и «ядерный комплекс» травматических состояний; встречи с «нуминозным»).
3. Невротическая симптоматика, травматическое состояние и «травматический невроз». От страха к «тревожно-фобическим» синдромам. Когнитивные,эмотивные  и поведенческие аспекты травмированной психики. Патологические защиты при травме, архаическое мышление, навязчивое воспроизведение травматических ситуаций. Проблемы вытеснения и роль супер-эго. Возвращение подавленного. Травматическое состояние и «травматический невроз». Резервы личности и противодействие травме. Травма и самоисцеление, «усиление Я»,  совершенствование адаптации и ускорение психического развития.
4.Механизмы патогенеза и психосоматических расстройств. Ресоматизация как последствие психической травмы. Интроективная идентификация – энергетически-аффективного «вбирания вовнутрь» и приобретения - соматических, даже болезненных признаков каких-то реальных или воображаемых ситуаций (объектов). От З.Фрейда к Х. Когуту: вторичный нарциссизм и деструкция Самости (в результате психических травм) как коммуникативно-вербальный коллапс (алекситимия) личности, регрессия  к раннему этапу сигнальной коммуникации. Моторно-экспрессивные и физиологические эквиваленты нарциссической патологии. Аддиктивные последствия травмы: патологическая защита и воспроизведение травматических ситуаций.
5.Основные постфрейдовские версии психотравматизации.   Диадические структуры и преследующие (внутренние) объекты на доэдипальных этапах («плохая грудь», от инстинкта смерти к параноидно-шизоидной и депрессивной позициям М.Кляйн;  «внутренний вредитель» Р. Фэйрберна) и роль структур супер-эго (В. Бион). Неудача материнских стратегий (Д.Винникот) и фрагментация Я (О.Кернберг).Травма и смыслы (В.Франкл).  
Групповые фантазии, регрессии и психотические инсайты (в т.ч., т.н. «революционный невроз») как случай ПТСР в контексте социума (Л. Де Моз, др.). Школа «семейной истории» и концепция «трансгенерационной передачи травм» (А.Шутценбергер, В.де Гольжак).
Структура курса:
Семь учебных дней в общем количестве 56 академических часов (каждый учебный день по  четыре пары (8 ак.час. ) в каждом. Учебный день включает в себя две пары теоретического материала в формате лекций и по две пары групповой супервизии в день.

Программа  тренинга
 «Психоаналитический сеттинг: аспекты теории и практики»
Автор  Кантор А.М.


  Специалист,тренинговый аналитик,супервизор ЕКПП; кандидат исторических наук,докторант психологии.
Необходимость и цели  тренинга 
   Как писал современный классик , именуемый на Западе «тихий революционером» психоанализа, Дж.Сандлер, «не все понятия психоанализа определены достаточно четко, и по мере  его развития и аспектного видоизменения значения его понятий также подверглись изменениям. Более того, имели (и, конечно, по сей день имеют – А.К.) место случаи, когда один и тот же термин использовался в разных значениях на одном и том же этапе развития психоанализа».И  хотя «попытки (здесь и далее курсив мой – А.К.) найти точные определения приводят к появлению множества трудностей и несоответствий в формулировках, приводимых в различных  (увеличивающихся количественно) глоссариях и словарях по  психоанализу…», их ( попытки) следует, считает Сандлер, постоянно
продолжать.
И,в первую оче                                                                                                                                                                    редь,  по мнению автора программы тренинга,это относится к вопросам сеттинга.Ибо,будучи,в значительной степени родом терапевтического искусства в психоанлизе,сеттинг,возможно,наименее всего теоретизирован (исключая обстоятельную и объемную монографию Г.Этчегоена по основам психоаналититческой техники).
В этой связи, заявляемая программа тренинга ориентирована на знакомство слушателей с распространенными представлениями о сеттинге в среде современных психоаналитиков, описанию их концепций и практических занятий по супервизии сеттинговых подходов.
  

Темы тренига

  1. Категория сеттинга в терапии и психоаналитический сеттинг (далее «п.а. сеттинг»): аналитическая ситуация и аналитический процесс.Функции п.а. сеттинга: фасилитация процессов (контр)переноса и анализа (контр)сопротивления; кластеры сеттинга (внешний и внутренний; краткосрочно-терапевтический и др.).

      Пространственно-временной формат п.а.сеттинга, в т.ч., кабинет,отбор пациентов,оплата,прерывание/возобновление терапии  и др.

  1. Вербализация в сеттинге как  средство исследования итехника психоанализа, а также терапевтический фактор, способствующий отсроченному удовлетворению влечений, самодеструкций и т.п. через моделирующее, управляемое разрешение внутренних проблем путем лингвистических конструкций.Паравербальные аспекты диалога, особенно, к голосовые компоненты речи (высота, сила, тембр, окраска, длительность и ритмичность, интонация и акцентировка говорения, а также паузы и умолчания).

Концептуальные модели  п.а. сеттинга: «герменевтико-конструирующие» модели и  «модели отношений». Внутренний сеттинг как сценическая модель, где участники терапии наблюдают ситуацию как изнутри – «на подмостках», так и  извне – со стороны «зрительного зала».Трансферное понимание сеттинга и анализу динамики сеттингового контракта, его возможной и необходимой переоценки в процессе психоанализа.

4. Специальные вопросы п.а.сеттинга: подбор пациентов,прерывание и возобновление анализа (праздники, отпуска и др. причины), порядок оплаты (в т.ч. и за пропущенные сессии).Определение продолжительности курса (в целом) в соответствии со сложностью проблем пациента и терапевтическим запросом.
5.Динамика п.а.сеттинга в процессе терапии: изменении характера сотрудничества, техник вмешательства и терапевтических целейграницы, контенирование,регрессия и прогрессия,немота,симбиоз,перфоманс в сеттинге и др.начало.
Новые формы психоаналитической терапии: краткосрочной и экстренной. Психотерапевтический цикл и стадии терапии в контексте сеттинга.

Структура тренинга:
Шесть учебных дней в общем количестве 48 академических часов (каждый учебный день по по четыре пары (8 ак.час. ) в каждом. Учебный день включает в себя две пары теоретического материала в формате лекций и по две пары групповой супервизии в день. Использование визуального,в т.ч.,кино – материала.

Программа семинара
 «Сознание в теории психоанализа и контексте психоаналитической психотерапии»
Автор  Кантор А.М.

  Специалист,тренинговый аналитик,супервизор ЕКПП; кандидат исторических наук,докторант психологии.
Необходимость и цели  семинара
     За прошедшие первые сто лет существования психоанализа категория «сознания»  не относилась к числу приоритетных,хотя терапевтическая практика предполагает расширение именно сознательной сферы пациента. Однако интерес современных западных аналитиков современности (М.Солмс,Д.Кафка, Б.Баарс,Л.Бракел,Н.Хамфри,Ф.Левин,Д.Зингер,М.Велманс, Б.Опатов,С.Ахтар и др.) к описанию функций сознания коррелирует с выводами проф.М.М.Решетникова об эпидемических процессах психопатологических расстройств  двух последних десятилетий, связанных,по преимуществу, с устойчивым ростом тяжелых – психотических расстройств, посягающих на главный атрибут  человечества – его способность быть субъектом (целеполагать,анализировать и планировать собственную деятельность, быть эмпатичным, конгруэнтным и ответственным, принимать разумные решения).Развитие нейропсихоанализа и применение в психоанализе феноменологических,экзистенциальных подходов (в основе которых лежит категория «сознания») позволили значительно углубить психоаналитическое знание и усилить эффективность аналитической психотерапии.
Таким образом,целями семинара является знакомство слушателей с эволюцией категории и становлением концепции сознания в психоанализе,а также разъяснением и формами ее использования в терапии.
Темы семинара
    Оценка З.Фрейдом сознания в топографической теории как несущностного качества психики,процесса восприятия,поверхностного по отношению к психическому аппарату, вторичный характер сознания, а также его гипотеза о временном характере сознания и его связи  с системой Я (Ich) в значении личности.
Разработка концепции сознания в юнгианском и экзистенциальном психоанализе.
Сознание как рефлексивное ядро личности,ответственное за креативность воображения и мышления.
Сознание и самосознание,дуальность самосознания. Многослойность сознания, «первичное» и «рефлексивное» сознание.
Неотделимая связь сознания аффекта и желания. Сознание и  навязчивость, ритуальное поведение.
Сознание как одно из целостных состояний психики (наряду со сном, комой и амнезией), измененные состояния сознания (деперсонализия,дереализация) и работа с ними в терапии.
Концепции сознания в аналитической философии, понятия «квалиа» и «зомби».
Нейропсихоанализ сознания и психосоматическая проблематика.
Психоанализ и коррекция сознания пациента в терапевтическом процессе.
Структура семинара:
Пять учебных дней в общем количестве 40 академических часов (пять дней по четыре пары (8 ак.час. ) в каждом. Учебный день включает в себя две пары теоретического материала в формате лекций и по две пары групповой презентации в день. Использование визуального,в т.ч.,кино – материала.