Межрегиональная Общественная Организация
Развития Психологии и Психотерапии «Европейская Ассоциация Развития Психоанализа и Психотерапии» РО Москва ЕАРПП НО ECPP (Вена)

Мужская и женская эдипальность в «Теогонии» Гесиода.

Соколов Дмитрий Валерьевич:   член «Открытого психоаналитического Общества»,
                                                         тренинг-аналитик и групп-аналитик ЕКПП.

 

1. Введение
Отношения мать-ребёнок-отец были определены Фрейдом как источник внутрипсихического конфликта между Ид, стремящегося к матери, и Супер-Эго, запрещающего такое влечение. При этом Фрейд указывал на различия данного процесса у мужчин и женщин и объяснял женственность идентификацией с матерью, а не с отцом, что делает Супер-Эго женщин более мягким, если не сказать отсутствующим. Последующие исследования школы объектных отношений более подробно показали, что в ранних отношениях младенца к матери присутствует не только любовь, но и жесточайшая агрессия. Мать, а точнее её хорошее отношение к младенцу, стала восприниматься также источником  Супер-Эго, или по крайней мере прообразом хорошего объекта в психике младенца. «Достаточно хорошая» мать необходима ребёнку, среди прочего, и как прообраз «достаточно хорошего» отца. Таким образом, вне зависимости от факта физического наличия реального отца или качества его отношения к ребёнку, мать вносит значительный вклад в формирование образа отца как вызывающего в последствии либо желание обладать им – у девочки, либо подражать ему – у мальчика. Лакан соотнёс отсутствие сформировавшегося хорошего образа отца с психотической патологией личности, а наличие противоречивого или слабого образа отца – с пограничной патологией. Почему недостаточно только сильного хорошего образа матери для выхода в депрессивную невротическую – т.е. относительно менее патологичную психику? Ответ на это даёт именно концепция эдипальности. Дело при этом очевидно не в том, что образ отца как мужчины имеет преимущества перед образом матери, позволяя ребёнку быть более социализированным, адаптированным и т.д. Дело в том, что мать имеет преимущество перед отцом во влиянии на формирование у ребёнка образа супруга. Даже бессознательное злоупотребление возможностью направлять свою агрессию на отца ребёнка приводит как раз к тому, что отец становится менее желанным для дочери, менее авторитетным – для сына, даже если это не заметно по внешним признакам. Данное обстоятельство, присутствующее в эдиповом периоде (3-5 лет) и, очевидно, в  пубертате, по нашему мнению, создаёт массу проблем. При выходе в латентную стадию (после эдипа) соответственно искажается поло-ролевая идентичность – идентификация девочки и мальчика с отцом не подкрепляется одобрением матери, в результате девочка своевременно не получает опыта мужского взгляда на мир и сопереживания мужчинам, у мальчика усиливается кастрационный страх вплоть до формирования зависти к женскому устройству тела, т.е. гениталий. Пубертат добавляет проблем уже в поведенческом плане – девочка может склоняться не к идентификации с агрессивной мамой, а с виктимным отцом, ведя себя по мужски для восстановления в бессознательном хорошего образа отца, мальчик усиливает «идентифиакцию с агрессором», т.е. с женщиной, вплоть до бессознательного выбора пассивной или активной латентной гомосексуальной ориентации.
Итак, женщины могут оказывать большое, а возможно и определяющее влияние на отношение своих детей к отцам, а значит и на будущее своих детей.

Посмотрим, как данное обстоятельство отражено в «Теогонии» Гесиода.

 

2. История Кроноса
«Теогония» - поэма Гесиода конца 8 – начала 7 в. до Р.Х., одна из источников по древнегреческой мифологии.

Ознакомиться можно по ссылке в сети http://www.lib.ru/POEEAST/GESIOD/theogonia.txt .

В поэме излагается история богов от первого бога Хаоса до брака дочерей Зевса со смертными мужчинами. История богов напоминает действие бессознательных сил, имеющих дериватами события в жизни земных людей.
Рассмотрим некоторые сюжеты, касающиеся треугольника отношений мать-отец-ребёнок.

Обратимся к истории Крона (Кроноса). Он известен «пожиранием своих детей» («время пожирает своих детей»). В первом поколении «во вселенной» «зародились» по порядку: Хаос, Гея (богиня Земли), Тартар (бог недр), Эрос, которые рожали других богов. Гея же «прежде всего родила себе равное ширью 
Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду И чтобы прочным жилищем служил для богов». Без мужа – «ни к кому не всходивши на ложе» - Гея родила ещё нимф и «бесплодное море» Поит. Возможно по причине бесплодности моря состоялся первый инцестуозный союз Геи и Урана: «разделивши Ложе с Ураном», Гея родила 12 богов (последний – «меж детей наиболе ужасный, Крон хитроумный, Отца многомощного он ненавидел»), 3 циклопов и 3 великанов. Начались проблемы – «Дети, рожденные Геей-Землею и Небом-Ураном, Были ужасны и стали отцу своему ненавистны С первого взгляда. Едва лишь на свет кто из них появился, Каждого в недрах Земли немедлительно прятал родитель, Не выпуская на свет, и злодейством своим наслаждался. С полной утробою тяжко стонала Земля-великанша.» Такое поведение папы, возненавидевшего «ужасных детей с первого взгляда», можно соотнести с чувствами обычных земных отцов, когда их жёны начинают больше внимания уделять детям. В случае Урана его дети были также и его братья и сёстры, поскольку он сам был сын своей матери – и это может указывать на бессознательное желание жениться на своей матери. Если у земных пап их переживания не всегда выражаются в агрессии к детям и матери, а часто направляются на себя, то автор «Теогонии» позволяет желаниям выразиться в прямом виде – Уран заталкивал появлявшихся детей туда, откуда они появились, не ограничиваясь аффективными или мысленными пожеланиями этого. В психологическом смысле можно концептуализировать так, что папа не оказывал жене никакой психической поддержки и помощи, оставляя её переполненной аффектами детей, нарциссически сосредоточившись на своих переживаниях. Что же мама в ответ на такие злодейские действия сына-мужа? Как она распорядилась своей агрессией? Попыталась как то наладить отношения детей и папы? Ушла от мужа? Нет, мама, возжелала не убить мужа, а всего лишь лишить его способности к соитию. Не в форме отказа от секса, как часто делают земные женщины, а прямым действием, для чего произвела железо, а потом «огромный серп» (как орудие кастрации, а не убийства, коим мог бы быть меч). Мужчина таким образом подлежал превращению в женщину. Однако вполне по законам эдипова треугольника мама не ограничилась рамками отношений двоих, а решила впутать сюда детей, показав им серп:  "Дети мои и отца нечестивого! Если хотите Быть мне послушными, сможем отцу мы воздать за злодейство Вашему: ибо он первый ужасные вещи замыслил". Видим при этом, что мать не просто хочет воздействовать на отца для прекращения его агрессивного поведения – мать хочет установить специфические отношения, чтобы дети слушались её, а не отца. Выражением послушания и любви к маме должна быть агрессия к отцу – «Но, страхом объятые, дети молчали. И ни один не ответил.» Однако Крон «хитроумный» заявил - "Мать! С величайшей охотой за дело такое возьмусь я. Мало меня огорчает отца злоимянного Нашего жребий. Ибо он первый ужасные веши замыслил". Гея обрадовалась, «В место укромное сына запрятав, дала ему в руки Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.» Всё случилось так: «Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду Распространился кругом. Неожиданно левую руку Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро Член детородный и бросил назад его сильным размахом.»
По поэме капли крови оплодотворили землю, отчего родились гиганты, нимфы, Эринии.
Специфична судьба отрубленного члена: «Член же отца детородный, отсеченный острым железом, По морю долгое время носился, и белая пена Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене В той зародилась. … Ее Афродитой, "Пенорожденной" … Боги и люди зовут...  Эрос сопутствовал деве, и следовал Гимер прекрасный. С самого было начала дано ей в удел и владенье Между земными людьми и богами бессмертными вот что: Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы, Сладкая нега любви и пьянящая радость объятий.» Судьба же детей Геи-Земли оказалась под угрозой: «Детям, на свет порожденным Землею, названье Титанов Дал в поношенье отец их, великий Уран-повелитель. Руку, сказал он, простерли они к нечестивому делу И совершили злодейство, и будет им кара за это.» Карой была исполнена Зевсом, сыном Крона.
Крон, оскопив Урана, захватил власть на Олимпе над богами, но при этом «Сильно боялся он, как бы из славных потомков Урана Царская власть над богами другому кому не досталась. Знал он от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана, Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном». Для этого своих детей, рождавшихся от Реи, он – имея сам опыт соперничества с отцом – не оставлял в утробе матери, а отправлял в свою утробу через ротовое отверстие. Рея горевала, но взмолилась к своим свекрови и свёкру, и те помогли спрятать ей мальчика по имени Зевс, а вместо него Крон проглотил запеленатый камень. Подрастя, Зевс заставил Крона выплюнуть всех братьев и сестёр обратно,  получил в благодарность от них хранившиеся в Земле гром и молнии, а потом и исполнил волю Урана – всех его детей, названных титанами, вверг в Тартар.

В этом сюжете мы видим, что восстание Крона против отца и выполнение воли матери не принесло ему покоя, поскольку против него же стали выступать и его мать, и тем более отец, которые помогли своему внуку свергнуть сына.

3. Матриархальность «Теогонии»

Если Эдип убил отца и женился на матери, то в более ранней «Теогонии» («Царь Эдип» датируется 5 в. до Р.Х., по годам жизни Софокла) всё много более архаично: Кронос не любит отца, и кастрирует его по наущению матери.

Главным действующим лицом в «Теогонии» выступают женщины – богини: они рождают себе мужей, они организуют кастрацию Урана, они устраняют Кроноса и приводят к власти Зевса, дают советы Зевсу, как победить титанов, покровительствуют земным царям-победителям. Таким образом, одной из главных тем «Теогонии» можно считать женскую психологию.
 
Внимание Гесиода к женской психологии проявляется также в том, что он высказывает враждебность женщинам в сюжете о даровании Прометеем огня людям. За это был наказан не только Прометей. Зевс придумал и людям изощрённое наказание – по его просьбе Гефест создал «деву стыдливую, приманку искусную, гибель для смертных»:
«Женщин губительный род от нее на земле происходит. 
Нам на великое горе, они меж мужчин обитают, 
В бедности горькой не спутницы,- спутницы только в богатстве. 
Так же вот точно в покрытых ульях хлопотливые пчелы 
Трутней усердно питают, хоть пользы от них и не видят; 
Так же высокогремящим Кронидом (Зевсом), на горе мужчинам, 
Посланы женщины в мир, причастницы дел нехороших. 
Но и другую еще он беду сотворил вместо блага: 
Кто-нибудь брака и женских вредительных дел избегает 
И не желает жениться: приходит печальная старость - 
И остается старик без ухода! …
Если же в браке кому и счастливый достанется жребий, 
Если жена попадется ему сообразно желаньям, 
Все же немедленно зло начинает с добром состязаться 
Без передышки. А если жену из породы зловредной 
Он от судьбы получил, то в груди его душу и сердце 
Тяжкая скорбь наполняет. И нет от беды избавленья!»
 
Через призму такого враждебного женщинам отношения можно рассматривать и историю кастрации Урана Кроносом, задуманной Геей.

 

4. Выводы
Итак, мы видим в «Теогонии» отражение массы бессознательных фантазий, сформулированных Фрейдом – зависть к пенису, страх кастрирующей «зубастой вагины», уравнивание ребёнка и фаллоса. И всё это имеет значение не в рамках отношений только лишь мужчина-женщина, но в контексте отношений мужчина-женщина-ребёнок. Ребёнок делает возможным для женщины вернуться из эдиповой констеляции в до-эдипову, со всеми её архаическими характеристиками и страхами. Взрослая же психика укоренена в эдиповом треугольнике. Для психики женщины этот треугольник выглядит как «женщина-мужчина-ребёнок», отражая эдипальную ситуацию «мама-папа-я». Для мужчины, который в данном треугольнике не может заменить себя своим ребёнком и перейти в категорию «папа», он всегда остаётся «ребёнком», но, чтобы в своих любовных отношениях не остаться наедине с «мамой» без третьей стороны, он делегирует функцию «отца» тотемической фигуре или богу. Так, в «Теогонии» отцом смертных людей становится Зевс, который даровал им также законы и государственное устройство.
Иначе говоря, для женщины трансформация детской эдиповой ситуации во взрослую становится возможной с рождением ребёнка и прохождением периода после-родового психоза, для мужчины – с признанием над собой некоей главенствующей инстанции или бога, что тоже можно рассматривать как проявление психотических тенденций.
Под взрослой эдиповой ситуацией мы понимаем интеграцию индивидуальной инфантильной эдиповой ситуации во взрослую личность с необходимым уровнем социализации, позволяющей преодолеть детские тревоги и страхи, стать способным (способной) «любить и работать».
Как видим, выход во взрослый Эдип у женщин и мужчин принципиально различен, может, поэтому говорят, что они с разных планет?